Чебыкина Татьяна Ивановна

Чебыкина Татьяна Ивановна - доцент кафедры НИ и ОД

Доцент кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования

Доцент
Лауреат Международного конкурса

Образование: 

Высшее, специалитет. Домра. Концертный исполнитель, преподаватель, дирижер оркестра народных инструментов.

Дисциплины: 
  • Народные музыкальные инструменты
  • История исполнительства
  • Класс ансамбля
  • Специальный инструмент
  • Изучение концертного репертуара
  • Исполнительская (сольная и ансамблевая)
  • Ансамбль
 
Общий стаж работы: 
35
Стаж работы по специальности: 
35
Повышение квалификации / переподготовка: 

Ассистентура - стажировка (УГК) – 1987 г.; ФПК – 1983, 2002, 2003 гг.; курс. пов. квал.-2009 г.

 

 

В ПГАИК работает с 1982 г. по распределению Министерства культуры РСФСР после окончания Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В 1987 году окончила ассистентуру-стажировку при Уральской государственной консерватории. Татьяна Ивановна разрабатывает и читает студентам курсы «История исполнительского искусства», «Методика обучения игре на инструменте». Преподаёт следующие дисциплины: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Родственный инструмент», «Педагогическая практика».

Чебыкина Т.И. выступала с сольными программами в Свердловске, Перми, Глазове, Буе, Краснотурьинске и городах Пермского края.  Более 25 лет является артисткой оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии. Неоднократно являлась членом состава жюри Межрегиональных конкурсов исполнителей на народных инструментах в г. Перми, краевых и городских фестивалей и конкурсов искусств детей и юношества. На курсах повышения квалификации (секция домры и балалайки ДМШ и ДШИ) читает методические сообщения и проводит открытые уроки со студентами высших и средних музыкальных заведений, учащимися ДМШ и ДШИ.

За активную концертную деятельность неоднократно награждалась Благодарностями департамента культуры и искусства администрации Пермской области и ректората ПГИИК, имеет «Благодарность» Министра культуры РФ за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу. Становилась лауреатом конкурса «Путь к вершинам», имеет диплом «За высокое педагогическое мастерство».

Выпускники Т. И. Чебыкиной преподают в музыкальных колледжах и школах Уральского региона, Кировской области и городах ближнего зарубежья, играют в профессиональных оркестрах и ансамблях.

Публикации:

1. Формирование образного мышления домриста в художественно-эстетической системе знаний. Культура.  Искусство. Человек: Сб. науч. ст., тез. докл. и сообщ. науч.- практ. конф. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры (ПГИИК). – 1994. – С. 85 – 87.

2. Развитие образного мышления как фактора музыкально-эстетического воспитания учащихся. Актуальные проблемы воспитания и образования детей и юношества: Сб. науч. ст., тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК – 1995. –  С. 11 – 13.

3. Профилактика профессиональных заболеваний правой руки домриста. Культура. Искусство. Человек: Сб. науч. докл., ст., тез. докл. и сообщ. Т.2. – Пермь: ПГИИК. – 1995. – С. 120 – 123.

4. Из истории исполнительства на народных инструментах в Пермской области. Музыкальная культура Прикамья: творчество, исполнительство, педагогика:  Сб. ст., тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК. – 1996. – С. 1 – 6.

5. Barashkova E.V. Relationships between ‘long’ and ‘short’ emotional preferences in musical performance / Dorfman, L., Chebikyna, T.// XIV Congress of the International Association of Empirical Aesthetics. Abstracts.- Prague, 1996, pp. 107–108 (в соавторстве).

6. Исполнительство на народных инструментах в Пермской области (1940-90-е годы). Русский народный оркестр: история, исполнительство, муз. педагогика: Сб. докл. и сообщ. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию Перм. обл. орк. русск. нар. инстр. – Пермь: ПГИИК. – 1997. – С. 23 – 28.

7. «Дальние» и «короткие» эмоциональные .предпочтения в музыкальном исполнительстве. Совершенствование преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузах искусств и культуры: Сб. тез., докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК. – 1997. – С. 95 – 98. (в соавторстве Барашкова Е.В., Дорфман Л.Я.).

8. Эмоциональные предпочтения музыкантов-исполнителей (статья на англ. яз.) Эмоции, творчество искусство : Докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 16-19 сентября,  – 1997. –   С. 275 – 300 (в соавторстве Барашкова Е.В., Дорфман Л.Я.).

9. Особенности «длинных» и «коротких» эмоциональных предпочтений музыкальных исполнителей. Эмоции, творчество, искусство: Тез. докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 16-19 сентября, – 1997. – С. 7 – 8. (в соавторстве Барашкова Е.В., Дорфман Л.Я.).

10. Из опыта работы над крупной формой в классе домры. Совершенствование образовательных процессов и технологий в вузе искусства и культуры накануне ХХI века. Часть 2. – Пермь: ПГИИК, – 2001. – С. 100 – 102.

11. О некоторых особенностях работы над произведением крупной формы в классе домры. 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале: Тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК, – 2002. – С. 58 – 61.

12. Психологические особенности управления исполнительским аппаратом в период подготовки к концертному выступлению. Образование в культуре и Культура в образовании: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Ч. 2. – Пермь: ПГИИК – 2003.  – С.128 – 132.

13. Роль волевой подготовки у студентов-исполнителей на народных инструментах в ВУЗе искусства и культуры. Учебный процесс в вузе искусства и культуры: организационные и научно-методические проблемы: Материалы науч. – метод. конф.: в 2-х ч.Ч. 1. Образовательные технологии в подготовке специалистов для сферы искусства и культуры. – Пермь: ПГИИК. – 2004. – С. 91 – 96.

14. Пермский русский народный оркестр – эффективное средство профессионального роста студентов и выпускников музыкальных вузов. Художественное образование: инновации и традиции: в 2 ч. Материалы Всероссийской науч.- практ. конф. – Ч.2. – Пермь: ПГИИК. – 2004. – С. 128 – 131.

15. Прикамский феномен: Пермский русский народный оркестр [монография]. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. – 100 с.

16. Интонирование на домре – путь к совершенству исполнительского мастерства. Региональная художественная культура: творчество, исполнительство, образование: материалы Всерос. науч.-практ. конференции. – Пермь: ПГИИК. – 2008. – С.197-200.

17. Пермский русский народный оркестр – эффективное средство профессионального роста студентов и выпускников музыкальных вузов. Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России: сб. науч. трудов. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – С.235-240.

18. Исполнительство на народных инструментах как часть культуры. Вестник ПГИИК : науч.- практ. журнал. – 2011. – № 11. – С. 168-178.

Учебно-методические работы:

1.Специальный класс домры: Программа для вузов искусств и культуры по специальности № 500900 «Инструментальное исполнительство». Рекомендовано к изданию Ученым советом ПГИИК. Пермь: ПГИИК – 1995. – 25 с.

2.Программа технического зачёта по специальности «Домра» № 500900 «Инструментальное исполнительство». Рекомендовано к изданию Ученым советом ПГИИК. Пермь: ПГИИК. – 1996. – 20 с.

3. История исполнительства на русских народных инструментах (учебная программа и методические рекомендации). Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом ПГИИК. Пермь: ПГИИК. – 2003. – 44 с.

 

4. Программа и Практическое приложение к программе «Специальный инструмент домра» для вузов искусства и культуры по специальности № 050904  «Инструментальное исполнительство» / Сост. Е. В. Барашкова, Т. И. Чебыкина; ПГИИК.– Пермь 2004. – 68 с.

5. Программа «Специальный инструмент домра» для вузов искусства и культуры по специальности № 053002 «Народное художественное творчество» / Сост. Е. В. Барашкова, Т. И. Чебыкина, Э. Р. Хадиуллина; ПГИИК.– Пермь 2004. – 50 с.

6. Специальный инструмент  (домра) : учеб. пособие для самостоят. работы студентов вузов искусств и культуры по специальности «Народное художественное творчество» 053000 / Е.В. Барашкова, Т.И. Чебыкина; Пермь: ПГИИК. – 2005. – 153 с. Рекомендовано Советом УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

7. История исполнительства на русских народных инструментах [учебник]. Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Пермского государственного института искусства и культуры. Пермь: ПГИИК. – 2011. – 390 с.

Дисциплины

  • Специальный инструмент (домра, гитара)
  • Родственный инструмент
  • Педагогическая практика
  • Ансамбль
  • Методика