Макина Анна Владимировна

Доцент кафедры теории и истории музыки
Преподаватель Центральной детской школы искусств

Кандидат искусствоведения 

Образование: 

Высшее, специалитет. Музыковедение. Музыковед. Преподаватель

Дисциплины: 
  • Сольфеджио
  • Джазовое сольфеджио
  • Гармония
  • Полифония
  • Музыка в театрализованных представлениях
  • Профессиональная и педагогическая подготовка
  • Музыка второй половины ХХ – начала ХХI веков
Общий стаж работы: 
16
Стаж работы по специальности: 
8
Повышение квалификации / переподготовка: 

1. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Теория и история хорового исполнительства. Методика работы с вокально-хоровым коллективом» (Пермский государственный институт культуры, 2016, регистрационный номер – 430, удостоверение, 72 часа).

2. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания музыкальной литературы и музыкально-теоретических дисциплин» (Пермский государственный институт культуры, 2016, регистрационный номер – 37, удостоверение, 72 часа).

 

Круг научных интересов: музыкальное время и ритм, идея многопараметровой композиции, актуальные вопросы музыковедения.

Список публикаций:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях,
включенных в реестр ВАК МОиН РФ

  1. Макина А. В. «Органная книга» О. Мессиана: к проблеме новой трактовки ритма // Музыковедение. – 2008. – №8. – С. 17-25 (0,5 п. л.).
  2. Макина А. В. Threni И. Стравинского: к идее многопараметровой композиции // Музыковедение. – 2009. – №4. – С. 50-59 (0,6 п. л.).
  3. Макина А. В. К проблеме формирования серийной техники И. Стравинского // Музыковедение. – 2010. – №5. – С. 41-46 (0,3 ½ п. л.).
  4. Макина А. В. Медитация № 1 «Дева Мария и дитя» из органного цикла «Рождество Господне» О. Мессиана: ритмическая техника и форма // Музыковедение. – 2011. – №11. - С. 28-33 (0,5 п. л.)
  5. Макина А. В. Ритмическое новаторство И. Стравинского // В мире научных открытий. – Красноярск, 2011. – № 11. (0,4 п. л.). - С. 479-485.
  6. Макина А. В. Музыкальное время: философско-эстетические и музыковедческие концепции ХХ века // Вопросы философии. - 2013. - №7. -  С. 73-79.
  7. Макина А. В., Рудакова А. В. Современное бытование народных традиций села Кай // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2015. - № 2 (36). - С. 20-23.
  8. Макина А. В. Жанры песенного фольклора в хоровом цикле «Русский календарь» Л. В. Горбунова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2016. - № 2 (40). - С. 33-38.
  9. Регентское дело архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Филология и искусствоведение» – 2017. – № 1. – С. 164-168.
  10. Хоровая музыка пермских композиторов второй половины ХХ – начала XXI века // Научный вестник Московской консерватории. – № 2. – 2017. – С. 170-181.

Статьи и тезисы докладов, опубликованные в других изданиях

  1. Макина А. В. Игра в жизни и творчестве В. А. Моцарта //  Сборник тезисов XXVI-XXVII научно-практической конференции студентов. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2002. – С. 48-51.
  2. Макина А. В. Некоторые черты музыкального языка О. Мессиана на примере прелюдии для фортепиано «Умершие мгновения» // Сборник тезисов XXVI-XXVII научно-практической конференции студентов. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2002. – С. 51-53. – 0,2 п. л.
  3. Макина А. В. Музыкально-поэтическое искусство Средневековья // Сборник тезисов XXVI-XXVII научно-практической конференции студентов. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2002. – С. 54-55. – 0,2 п. л.
  4. Макина А. В. Временные структуры в творчестве И. Стравинского: «Симфонии духовых инструментов» // Сборник тезисов XXIX научно-практической конференции студентов. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004. – С. 90-93 – 0,2 п. л. (совм. с Петрусёвой Н. А.).
  5. Макина А. В. Мессиан – педагог // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Д. Б. Кабалевского «Художественное образование: инновации и традиции». – Часть 2. – Пермь, 2004. – С. 110-113. – 0,2 п. л.
  6. Макина А. В. Об опыте преподавания музыкальной композиции в конце ХХ века: догма и свобода // Научный журнал «Вестник» ПГИИК. – №1, 2005. – С. 118-121. – 0,2 п. л.
  7. Макина А. В., Петрусёва Н. А Песенные структуры в полифонических произведениях Д. Д. Шостаковича: к теории метрического периода // Шостакович и музыкальная культура новейшего времени: материалы краевой научной конференции, Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2006. – С.  107-115. –  0,5 п. л. 
  8. Макина А. В. Серийная техника И. Стравинского. Threni. // Научный журнал «Вестник» ПГИИК. – №2, 2006. – С. 162-168. – 0,4 п. л.
  9. Макина А. В. Изоритмическая техника в «Threni» И. Стравинского // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы VIII Международной научно-методической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей вузов, Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория, 2007. – С. 38-45. –  0,5 п. л.
  10. Макина А. В. К теории музыкально-ритмического воспитания в группе раннего художественно-эстетического развития ДМШ и ДШИ (на примере ДХШ г. Перми «Хоровая капелла мальчиков») // Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2007. – С. 90-97. – 0,5 п. л.
  11. Макина А. В. Новая концепция ритма: «Органная книга» О. Мессиана  // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007» [Электронный ресурс] – М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. – Секция «Искусствоведение». – С. 30-32. –  0,2 п. л. (совм. с Петрусёвой Н. А.).
  12. Макина А. В. Новая традиция ритма в «Органной книге» О. Мессиана // Научный журнал «Вестник» ПГИИК. – №2, 2007. – С. 128-136. –  0,5 п. л. (совм. с Петрусёвой Н. А.).
  13. Макина А. В. «Симфонии духовых инструментов» И. Ф. Стравинского: к методу интерпретации групповой композиции // Музыка. XXI век: проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием; Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 78-87. – 0,6 п. л. (совм. с Петрусёвой Н. А.).
  14. Макина, А. В. Русский мир в творчестве Константина Васильева // Русский мир: сб. материалов науч.-практ. конф. / Вып. 4: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. "Русская культура и русская история как фактор духовного единения народов России" (14 сент. 2007 г., г. Чердынь) / Чердын. краевед. музей им. А. С. Пушкина, Администрация Чердын. муницип. района ; ред. кол. С. В. Неганов [и др.]. - Пермь : [б. и.], 2007. - С. 152-153.
  15. Макина А. В. Временные структуры в музыке П. Булеза: «Ритуал памяти Б. Мадерны» // Культура. Наука. Творчество: сб. науч. ст. – Вып. 2. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2008. – С. 563-568.
  16. Макина А. В. К проблеме времени и ритма в музыке ХХ  века // Региональная художественная культура: творчество, исполнительство, образование: материалы Всерос. Науч.-практ. конференции, Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – 2008. – С. 23-28. – 0,3 ½ п. л.
  17. Макина А. В. «Ритуал памяти Б. Мадерны» Пьера Булеза: к анализу временных структур // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008» [Электронный ресурс] – М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. – Секция «Искусствоведение». – С. 9-10. –  0,1 п. л.
  18. Макина А. В. О концепциях, формах и структурах времени // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Десятой Международной научно-методической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей. Сб. статей. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория, 2008. – С. 68-76. – 0, 5 п. л.
  19. Макина А. В. К анализу хоровой музыки И. Стравинского (Threni) // Актуальные проблемы теории и практики музыкального  образования: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; Перм. гос. ин-т. искусства и культуры. – Екатеринбург, Пермь, 2009.  – С. 73-83. – 0,6 п. л.
  20. Макина А. В. К проблеме «трансформационной ритмики» в музыке И. Стравинского // Авангард, современная и новая музыка: творчество, исполнительство, педагогика: сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции / ред.-сост. Н. А. Петрусёва. – Пермь, 2009. – С. 90-96. – 0, 4 п. л.
  21. Макина А. В. Музыкально – ритмическое воспитание детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного  образования: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; Перм. гос. ин-т. искусства и культуры. – Екатеринбург, Пермь, 2009. – С. 95-101. – 0,4 п. л.
  22. Макина А. В. Стравинский-Кшенек: серийная техника // «Искусство глазами молодых»: материалы Первой международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов  и молодых ученых. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2009. – С. 89-92. – 0,5 п. л.
  23. Макина А. В. Филиппо М. Пьер Булез сегодня (фрагмент перевода, комментарий Н. А. Петрусевой) // Авангард, современная и новая музыка: творчество, исполнительство, педагогика: сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции / ред.-сост. Н. А. Петрусёва. – Пермь, 2009. – С. 213-221. – 0,5 п. л.
  24. Макина А. В. «Пробуждение птиц» О. Мессиана для солирующего фортепиано и оркестра: эстетика и техника // Региональная молодежная научно-практическая конференция «Диалоги об искусстве». Научный журнал «Вестник» ПГИИК. – Пермь, 2011. - С. 147-150 (0,3 п. л.).
  25. Макина А. В. К проблеме ритма в музыке Стравинского, Мессиана и Булеза // «Искусство глазами молодых»: материалы Третьей международной (VII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2011 (0,3 п. л.). - С. 178-182.
  26. Макина А. В. Медитация № 1 «Дева Мария и дитя» из органного цикла «Рождество Господне» О. Мессиана: ритмическая техника и форма // «Композитор в современном мире»: материалы Международной научной конференции «Актуальные проблемы современного композиторского творчества». – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2011. - С. 5-10 (0,5 п. л.).
  27. Макина А. В. Ритм в музыкальной теории ХХ века // Региональная молодежная научно-практическая конференция «Диалоги об искусстве» Пермь: ПГИИК, 2012 (0,4 п. л.). С. 121-129.
  28. Макина А. В. Три маленькие литургии Божественного присутствия О. Мессиана: некоторые особенности музыкального языка // Художественное произведение в современной культуре: творчество, исполнительство, гуманитарное знание. - Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского. - 2013. - С. 59-66.
  29. Макина А. В. Русская духовная музыка как средство духовного воспитания молодежи // Международная научно-практическая конференция "Культура и искусство: традиции и современность". - Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2013. - С. 55-60.
  30. Макина А. В. Жанры духовной музыки в творчестве И. Стравинского // Русский мир: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Русский  мир и социокультурное единение народов России». – Пермь, 2013. – С. 277-284.
  31. Макина А. В. Новая трактовка ритма: И. Стравинский, О. Мессиан, П. Булез: исследование / под ред. Н. А. Петрусевой; Lap Lambert: Асademic Publishing. – Германия, 2013. –  267 с.
  32. Макина А. В. "Стилистические особенности вокально-симфонического цикла кантаты «Засуха» Ф. Пуленка" // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диалоги об искусстве» (29 октября 2013 г.). Пермь, 2014. – С. 28-36.
  33. Макина А. В. "Феномен хоровой театрализации в детском коллективе" // Сборник Седьмой Международной научно-творческой конференции «КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА: ТВОРЧЕСТВО И ТЕХНОЛОГИИ» / Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств. Кафедра режиссуры. - Киев, апрель 2014. - С. 141-143.
  34. Макина А. В. Хоровое пение как средство патриотического воспитания молодежи // Д.Б. КАБАЛЕВСКИЙ – КОМПОЗИТОР, УЧЁНЫЙ, ПЕДАГОГ: материалы Международной научно-практической конференции (Пермь, 5-6 дек. 2014 г., Москва, 11-12 дек. 2014 г.) / отв. ред. Н.Б. Зубарева; Пермь, Перм. гос. акад. иск. и культ.; 2014. - С. 40-43.
  35. Макина А. В. Оливье Мессиан: к проблеме концепции субъективности // Диалоги о культуре и искусстве: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию со дня основания ПГИК. 2015. - С. 190-195.
  36. Макина А. В. Басы-октависты в русской хоровой музыке (научная статья) // Диалоги о культуре и искусстве: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Пермь: ПГИК. 2016. – С. 187-191.
  37. Макина А. В., Дресвянникова А.Н. Особенности хорового стиля Э. Денисова на примере хора а капелла «Осень» // Диалоги о культуре и искусстве: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Пермь: ПГИК. 2016. – С. 198-204.
  38. Макина А. В., Лаврова Е.М Отечественное хоровое исполнительство конца XIX – начала XX века // Диалоги о культуре и искусстве: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Пермь: ПГИК. 2016. – С. 192-198.
  39. Макина А. В., Корчинская В. Особенности хорового письма П. Г. Чеснокова на примере хоров a cappella // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология. Сб. ст. по материалам IX международной научно-практической конференции. – № 7 (9) Сентябрь. – М.: Изд. «МЦНО», 2017. – C. 28-36.