Открытие Международного культурного центра (МКЦ) в ПГИК

06.09.2016

 

21 сентября 2016 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Пермском государственном институте культуры открывается Международный культурный центр (МКЦ). Партнерами проекта стали АНО Центр новых музыкальных инициатив (Москва) и Международный фестиваль современной музыки в Перми «Sound 59» (пресс-релиз).

В день открытия МКЦ в Пермском институте культуры начинает работу IX Международная конференция «Проблемы современной музыки: композитор и фольклор-2» (пресс-релиз) (Программа конференции) соорганизаторами конференции выступили Пермский гуманитарно-педагогический университет, Воронежский институт искусств и Пермское региональное отделение Союза композиторов России.

Пятидневная программа МКЦ (пресс-релиз) в Перми и Пермском крае (20 – 24 сентября) включает концерты, яркие мультимедийные представления, творческие встречи и лаборатории, научные доклады и круглые столы по вопросам развития современной музыки.

План мероприятий

Открытие Международного культурного центра является одним из самых значительных культурных событий 2016 года в Пермском крае. На церемонию открытия МКЦ приедут музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Екатеринбурга, международный ансамбль электронной музыки Гаагской консерватории KHZ под управлением Янниса Кириакидеса (Нидерланды), Испанский SMASH-Ансамбль (Испания), берлинский инструментальный дуэт в составе Ульрике Бранд – Мартин Шнойинг (Германия), композитор Юхани Нуорвала (Финляндии). Музыкант-исполнитель Ульрике Бранд (Германия) проведёт встречу/мастер-класс «Практические аспекты и нотации в современном виолончельном исполнительстве».

 

Виолончелистка Ульрике Бранд (Ulrike Brand), проживающая в Берлине и занимавшаяся под руководством известного немецкого виолончелиста и педагога Зигфрида Пальма, специализируется на исполнении современной музыки. В качестве солистки концертирует на международных фестивалях современной музыки, где выступает с многочисленными мировыми премьерами произведений, сочиненных по ее заказу и ей же посвященных; выступает с лекциями, является автором книг о современных композиторах (в т.ч. о Джоне Кейдже). Ее неизменным интересом пользуются проекты, предполагающие взаимодействие различных видов искусств и стирание границ между ними. Она интенсивно занимается свободными и концептуальными импровизациями, пребывая при этом в промежуточной области между импровизируемой и нотированной музыкой. Ульрике Бранд – автор ряда эссе о музыке и изобразительном искусстве.

С 2015 года Ульрике Бранд вместе со своими коллегами композитором Томоми Адахи и гитаристом Олафом Руппом была удостоена творческой стипендии  Берлинского сената; с 2016 года – стипендиатка Министерства науки, образования и культуры Бранденбурга при Доме искусств замка Виперсдорф.

 

 

 

Мартин Шноинг (Martin Schneuing) обучался игре на фортепиано и ударных инструментах в высших школах музыки Ганновера и Оснабрюка, а также высшей школе музыки им. Ханса Эйслера в Берлине – под руководством Петера Флориана, Ульриха Шли, Алана Маркса и Геральда Фаута. Параллельно он изучал музыковедение в Свободном университете Берлинаи и посещал курсы, проводимые такими музыкантами, как Дьёрдь и Марта Куртаг, Конрад Майстер, Вольфрам Ригер и Дитрих Фишер-Дискау. Наряду с учебой и начинающейся пианистической деятельностью он писал музыку для театральных постановок. Его разносторонняя деятельность протекала не только в Германии, но и за ее пределами, в т.ч на Ближнем Востоке. На вокальном отделении высшей школе музыки им. Ханса Эйслера он внештатно преподает Новую музыку.

Основой деятельности М. Шноинга является сочинение современной камерной музыки. Как композитор, исполнитель и член жюри он неоднократно участвовал в фестивалях современной музыки и сочинял по заказу известных интерпретаторов Новой музыки, выступавших на концертных площадках Берлина. Его сочинения публиковались берлинско-кёльнским издательством “Neue Musik”. 

Открытие Международного культурного центра является одним из самых значительных культурных событий 2016 года в Пермском крае. На церемонию открытия МКЦ приедут музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Екатеринбурга, международный ансамбль электронной музыки Гаагской консерватории KHZ под управлением Янниса Кириакидеса (Нидерланды), Испанский SMASH-Ансамбль (Испания), берлинский инструментальный дуэт в составе Ульрике Бранд – Мартин Шнойинг (Германия), композитор Юхани Нуорвала (Финляндии).

Ансамбль электронной музыки KhZ, факультета композиции королевской консерватории в Гааге (Нидерланды) под руководством Яниса Кириакидеса.

В состав ансамбля входят ученики Яниса из разных стран. Вместе с Янисом Кириакидесом приедут Дариен Брито (Эквадор) и Яэль Леви (Израиль).

Участники этого ансамбля изучают исполнительские и композиционные возможности исторических электронных инструментов, аналоговых синтезаторов, магнитофонов, проигрывателей, а также и современные технологии - ноутбуки, айпады, сенсоры и самодельные инструменты.

Дариен Брито работает с элементами аудиовизуальных технологий. Его объектами являются сегментированные музыкальные формы, микро-звук, генеративные алгоритмические конструкции и саунд-дизайн сам по себе. Он пишет музыку разных форматов- сольные произведения, камерную, оркестровую и электронную музыку.

Участница ансамбля Яэль Леви - композитор, визуальный художник и преподаватель. Её сочинения исполняют многие ансамбли Израиля и Европы.

Руководит ансамблем преподаватель Гаагской Королевской Консерватории, уроженец Кипра - Янис Кириакидес. Как композитор Янис стремится к созданию новых форм, поэтому уделяет много внимания синтезу различных источников звука. Он изучает пространственные и временные возможности, объединяя традиционное исполнение с цифровыми носителями. Им написано более 100 композиций, главным образом для музыкального театра, мультимедиа и электроакустических работ для камерных и больших ансамблей.

Его характеризует интерес к сенсорным пространствам, связи эмоций и языка, а также поиски новых путей музыкального восприятия.

В последние годы ансамбль KhZ принимал участие в фестивале "Голландия" и в ежегодном фестивале экспериментальной электронной музыки "Rewire Festival".

Многочисленные проекты ансамбля включают сотрудничество с Крисченом Вулфом, создание музыки для немого кино, мультимедийные постановки,  основанные на письмах Д.Кейджа и П.Булеза, а также исполнение произведений, созданных самими участниками ансамбля.

***

Один из прекрасных музыкальных коллективов Европы, ансамбль SMASH – это «кластер» лучших музыкантов со всего мира, которые специализируются в современной музыке. Их художественный руководитель создал и усовершенствовал репертуар, в основу которого часто входят гибридные проекты, соединяющие в себе различные формы искусства, такие как поэзия, японский театр марионеток Вunraku, электронная музыка, философия. Также он создал несколько разнообразных педагогических программ.

Ансамбль SMASH выступал в Чехии, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Литве, Мексике, Польше, Португалии и Испании, принимал участие в таких фестивалях и концертных сезонах, как Musiikin Aika(Финляндия), ContemPuls, Meetings of New Music Plus 2011(Чехия), Saison Opus(Франция), Festival Intrnacional de Guitarra de Monterrey, Festival de Música Contemporánea Música Nueva (Мексика), Festival ENSEMS (Валенсия), Museo Reina Sofia, Auditorio Nacional (Мадрид), Nous Sons Festival (Барселона), Quincena Musical Donostiarra, Festival de Música de Alicante, Cycle of Contemporary Music BBVA Foundation (Бильбао), Gaida Festival (Вильнюс, Литва), Guarda Contemporary Music Cycle (Португалия) and Centre Tchèque, Fondation Suisse - Le Corbusier (Париж, Франция).

В 2011 году были подготовлены к показу 2 проекта, которые демонстрируют энтузиазм в интеграции разных направлений искусства в современной классической музыке: Pierrot Lunaire/Bunraku – постановка, сочетающая музыку Арнольда Шонберга и японский театр марионеток Вunraku; Lengu’entrebescada – музыкально-поэтический цикл, поставленный в сотрудничестве с университетом Salamanca, вдохновением для которого послужило творчество трубадуров 12 века. В 2012 ансамбль представил премьеру antecommeDia (2006-2012), инструментальный цикл произведений испанского композитора Хосе Луиса Тора, написанный под впечатлением от «Божественной комедии» Данте.

Ансамбль SMASH и Международный Фестиваль Современной Музыки SMASH – это представители Ассоциации SMASH (Испания), целью которой является продвижение и дальнейшее развитие современной академической музыки.

***

Юхани Нуорвала  (род. 1961) изучал композицию в Академии Сибелиуса. Также обучался в Париже  и в Нью-Йорке.
Значительное разнообразие оказываемых на него влияний  - микротональности, американского минимализма, нового романтизма, популярной  музыки, техно – можно рассматривать  как характерную  черту, присущую  Нуорвале. Несмотря на это, он не создаёт коллаж,  он смешивает различные компоненты для создания своих собственных  образов.

Произведения  Нуорвалы часто характеризуются безумным ритмом. Он пишет музыку с помощью элементов и материалов, которые воздействуют как на ум, так и на тело. Он находит эти элементы не только в старой или новой классической музыке, но и в различных формах поп-музыки, таких как электронная музыка в современных танцевальных клубах.

Нуорвала создаёт камерные, оркестровые и электронные композиции. Оркестровая композиция «Pinta ja säe » получила специальный приз на Vienna Modern Masters Competition в 1991. Nutturno urbano для камерного оркестра (1996) перекликается с   ночной жизнью города  и это одно из его самых популярных произведений. Clarinet Concerto (1998) содержит элементы джаза, музыку из фильмов, минимализм и техно. Сильные ритмичные элементы также присутствуют в струнном квартете «Dancescapes», созданном в 1992. Второй струнный квартет (1997) включает в себя  самые романтичные  страниц Нуорвалы . За последние годы Нуорвала создал музыку  для нескольких спектаклей  Финского Национального театра. Кроме того, он написал оперу (Flash Flash, 2005)в основу которой легла жизнь Энди Уорхола.

Другие его камерные произведения включают Прелюдию и Токкату для аккордеона, а также  Boost для виолончели и синтезатора. Его последняя масштабная работа - это Септималия (2014), заказанная и впервые исполненная симфоническим оркестром финского радио.