The Chair of Theory and History of Music

График работы: 

пн - пт 10:00 – 18:00; сб, вс - выходной

Адрес: 
614000 г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18, каб. 208

История и достижения кафедры теории и истории музыки

Преподаватели, ведущие в Пермской государственной академии искусства и культуры музыковедческие дисциплины, до 1999 года входили в состав кафедры музыковедения и фортепиано, с 1999 по 2002 год – в состав кафедры культурологии, философии и искусствознания, затем – в состав кафедры культурологии и искусствознания. А в 2004 году была образована кафедра теории и истории музыки.

Ее деятельность с самого начала развертывалась по многим направлениям. Так, кафедра участвует в реализации целого ряда образовательных программ, осуществляемых в соответствии с государственными стандартами второго поколения. Среди них «Музыковедение», «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Дирижирование академическим хором», «Искусство хореографа», «Актерское искусство», «Народное художественное творчество». В 2011 году кафедра теории и истории музыки включилась в работу, проводимую в институте с целью осуществления перехода на уровневую систему образования.

Научная деятельность, так же, как и педагогическая, относится к числу приоритетных направлений работы кафедры теории и истории музыки. Её преподаватели проводят исследования, продолжающие развитие традиций отечественной музыкальной науки в соответствии с индивидуальными научными интересами. Хронологически основные результаты этой деятельности могут быть представлены следующим образом.

В 2001 году по инициативе старшего преподавателя кафедры Ольги Игоревны Байбаковой была создана Лаборатория региональной музыкальной культуры. Тогда же по заказу реферируемых журналов «Искусство в школе» и «Музыка в школе» Екатерина Викторовна Баталина-Корнева подготовила и опубликовала ряд статей, освещающих вопросы формирования ценностных ориентаций подростка в массовой музыкальной культуре.

В следующем году на средства гранта комитета по культуре и искусству пермской городской администрации была издана книга Надежды Андреевны Петрусевой «Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции» – первая отечественная монография о классике послевоенного авангарда. Презентации этой книги прошли в России (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2002 год), в Бельгии (Орфей-институт, 2003 год), во Франции (IRCAM — Институт исследований и координации музыки и акустики, Париж, 2003 год), причем каждая из них стала заметным событием музыкально-культурной жизни. Материал монографии лег в основу диссертационного исследования, и в 2003 году Надежда Андреевна стала первым в регионе доктором искусствоведения.

Летом того же года Е.В. Баталина-Корнева защитила кандидатскую диссертацию в Институте художественного образования Российской академии наук. А зимой, к 10-летнему юбилею Пермского отделения Союза композиторов России, была опубликована книга «Композиторы Прикамья». В нее наряду с исследованиями вошли автобиографические материалы, а также эссе, интервью, рецензии, написанные ведущими учеными и журналистами Перми. При этом студенты выступили полноправными соавторами своих старших коллег.

В 2004 году была издана монография Натальи Борисовны Зубаревой «Методологические опыты: искусствометрия и музыкознание», за которой последовала серия статей в центральной российской (журналы «Музыкальная академия», «Музыка и время») и зарубежной (итальянский журнал «Rivista di Psicologia dell'Arte») печати.

В том же году О.И. Байбаковой было создано первое в области российского музыкального образования мультимедийное учебное пособие по курсу «История оркестровых стилей».

В 2006 году при финансовой поддержке Департамента промышленности и природопользования Пермской области вышел в свет новый труд Н.А. Петрусевой – «Музыкальная композиция ХХ века: структуры, методы анализа» (часть 1-я). Эта книга, адресованная философам, культурологам и всем интересующимся современным искусством, может быть использована в качестве учебного пособия для студентов-музыковедов, о чем свидетельствует гриф Учебно-методического объединения высшего профессионального образования в области музыкального искусства.

В 2006-2007 годах коллектив Лаборатории региональной музыкальной культуры стал обладателем гранта общественного благотворительного фонда «Русское исполнительское искусство».

В 2007 году по инициативе Н.А. Петрусевой и при поддержке Пермской городской организации Союза композиторов России был создан Информационный центр современной музыки.

Летом 2008 года Наталья Борисовна Зубарева и Петр Александрович Куличкин приняли участие в работе Четвертой конференции по междисциплинарному музыкознанию (2-6 июля 2008, Фессалоники) и Двадцатого конгресса Международной ассоциации эмпирической эстетики (19-22 августа 2008 года, Чикаго).

Осенью того же года Ирина Рафаэлевна Черешнюк завершила свое обучение в аспирантуре Института художественного образования РАО и успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

В декабре 2008 года при финансовой поддержке Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края была издана коллективная монография «Музыкальное исполнительство Прикамья», подготовленная к печати коллективом Лаборатории региональной музыкальной культуры.

Осенью 2009 года московское издательство «Книжный дом "ЛИБРОКОМ"» напечатало книгу Н.Б. Зубаревой и П.А. Куличкина «Тайны музыки и математическое моделирование: Алгебра или гармония?.. Гармония и алгебра!».

В 2010 году Н.Б. Зубарева защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.

Творческая деятельность кафедры теории и истории музыки также весьма разнообразна. Так, Екатерина Викторовна Баталина-Корнева – активный лектор, ведущий концерты на разных площадках для самой разнообразной аудитории, и вместе с тем – музыкальный критик, регулярно публикующийся в самых различных изданиях. Журналистикой занимается и Петр Александрович Куличкин. Он ведет блог http://peter.kulichkin.ru/blog, значительная часть которого посвящена популяризации музыкального искусства, освещает музыкальную жизнь города в качестве главного редактора сайта «Новости Перми и Пермского края» (http://permnew.ru), а также на созданном им информационном портале «Музыка и театр» (http://m-n-t.ru).

С именем Куличкина связано также другое творческое направление. Будучи композитором (членом Союза композиторов РФ), он является автором ряда сочинений, неоднократно исполнявшихся в Перми. Так, 20 ноября 2008 года на камерном концерте, посвященном юбилею Пермской композиторской организации прозвучал Секстет для флейты, фортепиано и струнного квартета (исполнители — Маргарита Колпащикова, Виталий Коваленко и Гамус-квартет). 28 ноября 2009 года в рамках международного фестиваля современной музыки оркестром Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского под управлением главного дирижера театра Валерия Платонова исполнено Концертино для симфонического оркестра. В 2010 году Петром Куличкиным было издано два сборника сочинений – «Избранные сочинения (1995-2004 гг.)» и «Три стихотворения Варлама Шаламова для голоса и фортепиано» П. Куличкина и Е. Толстуновой.

В настоящее время кафедра теории и истории музыки Пермского государственного института искусства и культуры – сплоченный коллектив ученых и их последователей, способный к решению самых разных проблем в области теоретического и исторического музыкознания, массовой культуры, художественной педагогики. Этот коллектив открыт к сотрудничеству с представителями смежных наук и практиков, работающих в сфере культуры, искусства, образования.

Слева направо: И.Р. Черешнюк, О.И. Байбакова, П.А. Куличкин, В.А. Харлашкина, Н.А. Петрусева,
Е.В. Баталина-Корнева, Н.Б. Зубарева.

Зубарева Наталья Борисовна - заведующая кафедрой теории и истории музыки

Профессор кафедры теории и истории музыки

20
Баталина-Корнева Екатерина Викторовна - доцент кафедры теории и истории музыки

Декан факультета повышения квалификации
Доцент кафедры теории и истории музыки

30